РОДИТЕЛИ, УЧЕНИКИ, УЧИТЕЛЯ

Качество жизни зависит от качества мыслительных процессов. Сегодня возникла острая необходимость воспитывать в наших детях, учениках потребность в самостоятельном мышлении, в желании взять ответственность за свою жизнь, за жизнь своих близких, за жизнь своего народа, своей страны. Для этого необходимо научить их уважать тех людей, которые помогают им получить знания, умения на их жизненном пути.

Родительское собрание

Классный руководитель раздает родителям пряники:

«Ваш ребенок не умеет вести себя на уроках, получает замечания. И соответственно, «двойки за поведение»»

Что делал ученик? Крутился? Что-то спрашивал у соседки по парте, отвлекал ее?

Так спокойно сделай ему замечание на уроке: «Коля, смотри в свою тетрадь». Попроси не отвлекаться, а то снова прослушает задание. Просто произнеси его имя. Зачем это записывать в дневник, зачем ставить «2»? Он что, злостный хулиган? Запись в дневнике делается, когда учитель не справляется с ситуацией и нужна помощь родителей.

В данном случае ситуация под контролем учителя. Не может навести порядок на уроке, не умеет решать организационные вопросы? Так это его проблема. Зачем это демонстрировать родителям и ученикам? У нас пятибалльная система. И если у учителя так много времени на уроке (делает подобные записи в дневнике) или на перемене (готовиться к следующему уроку, видимо, не надо), то пусть вспомнит, что есть отметки «3», «4». Зачем выравнивать всех детей под «двойку»? Чтобы боялся? Да он не будет бояться, привыкнет и перестанет реагировать.

Почему-то времени у классных руководителей не хватает на то, чтобы поставить за поведение «5», написать в дневнике, что ученик — умница, заступился за одноклассника, что очень старался на уроке, помог подготовить класс к уроку. Я просмотрела десятки дневников и ни в одном не увидела записей, которые бы повысили самооценку ребенка. Похвала стимулирует ребенка к желанию всегда быть на высоте. Вызови одного, второго в конце недели к доске, похвали, обрати внимание одноклассников на то, какие хорошие рядом с ними друзья, просто дети. Особенно в отношении тех детей, которые с силу каких-то причин «не приняты» в коллективе.

Учителя!

Через 10, 20, 30 лет мы все вспоминаем своих преподавателей? Как вспомнят Вас? Что о Вас скажут? Почувствуют благодарность, что жизнь преподнесла им такой подарок, как Марь Ванна? Или вычеркнут из памяти?

Классные руководители!

Порекомендуйте родителям вклеить для переписки с Вами развернутые чистые листы в конец ученического дневника. Не увлекайтесь красным цветом. Вы с родителями и детьми не на ринге, вы союзники, и цель одна – помочь детям в их нелегком ученическом труде, научить их учиться, самостоятельно добывать знания, побудить интерес к познавательной деятельности.

«Вы обратили внимание, что у Вашего сына снова «двойка» по музыке? На этот раз он забыл тетрадь»

Отметки ставятся за знания, умения, навыки. Учитель должен поставить отметку за работу на уроке и напомнить, чтобы не забывал тетрадь. Зачем писать в дневник?.

«Вы заглядывали в тетрадь по математике? Ваш сын не умеет оформлять записи, я вынуждена ему ставить «двойки»»

Научить оформлять записи – обязанность преподавателя. Подчеркнуть, где допущены ошибки в оформлении, чтобы ученик знал, на что обратить внимание. В крайнем случае, за неправильное оформление записи можно снизить отметку, но оценить работу ученика на тот балл, который он заслужил. Ребенок не бездельничал, он работал. Да, не все получается, так ведь этому есть объяснение: он пришел в школу, чтобы его научили. И оформлять записи в том числе. Если бы наши дети все знали и умели, школы можно было бы закрыть.

«Ваш не успевает выполнять задания вместе со всеми. Итог Вам известен»

Как быть с тем, что дети по типу нервной системы разные? Следовательно, одни ученики, выслушали задание, тут же склонили головы и приступили к его выполнению. Другим требуется дополнительное время, пусть 5-10-15 секунд, чтобы понять, что от них требуется, найти алгоритм выполнения.

Скорость мыслительных процессов, оперативность мышления напрямую зависят от типа нервной системы. Ученик не успел выполнить задание в полном объеме не потому, что не знает, а в силу особенностей восприятия. Его мозгу нужно другое время на то, чтобы опознать информацию, понять, записать, сохранить, запомнить, да еще и на ее базе найти оптимальное решение. Это нельзя не учитывать, в противном случае 11 лет жизни ребенка превратим в сплошной стресс.

Продолжительный стресс вреден для гиппокампа, так как повышение гормона кортизола расстраивает работу произвольной памяти. Замкнутый круг: загоняем учеников в стресс, а потом требуем качественно запоминать информацию. Интеллектуальные ресурсы активизируются только при наличии положительных эмоций.

Мое твердое убеждение: педагог должен знать физиологию. Есть ли выход из этой ситуации в условиях 28-35 учеников в классе? Конечно. Подбирать задания по объему разные: ученики А,Б,В — сделать 3 столбика; Г, Д,Е -2 столбика. А,Б,В — подчеркнуть грамматическую основу во всех предложениях; Г,Д,Е – в 3 первых. Вариантов множество. Было бы желание учителя поступать с чужими детьми так, как он хотел бы, чтобы поступали с его собственными.

«Ваш опять пришел на урок физкультуры без чешек, учитель отстранил его от урока и поставил «2»»

Учитель не имеет права отстранять ученика от урока без веских оснований — это первое. Без согласования с завучем – это второе. Ставить отметку за наличие-отсутствие спортивной обуви — третье.

«Вы дома не выполняете задания с ребенком по устным предметам. Он это делает на переменке»

В дневнике этого ученика за этот урок за домашнее задание стоит «5». Начинаю разбираться. Ежедневно в дневнике записи красной пастой. То бегал на перемене, то прыгал, то обидел девочку (оказывается, не смог словами добиться, чтобы отстала, и оттолкнул, а учитель не стала разбираться: ты девочка – ты права, ты мальчик – значит, ты не прав. Даже не дали объяснить, почему оттолкнул).

Родители сына попросили, ты повторяй домашнее задание на перемене, чтобы не попадать в такие ситуации. И в первый же день ребенок не вышел из класса, а открыл учебник и стал повторять стихотворение. Учитель попросила дневник и, не задавая вопросов, сделала подобную запись. Лучше всякого анекдота. Зачем демонстрировать родителям, что ты предпочитаешь функции надзора, не испытываешь потребности разбираться по справедливости. Зачем обобщение – «не выполняете»?

Если учитель оценивает уровень подготовки за столь короткое время на высокий балл, то честь и хвала этому ученику, а его в очередной раз заклеймили позором. И так из собрания в собрание, из года в год. Родители выслушивают учителя и молчат. Никому из них в голову не приходит не согласиться с мнением преподавателя.

А то, что зачастую учитель не умеет видеть причинно-следственные связи, расставлять акценты, не умеет любить чужих детей, не имеет права учить родителей, как надо воспитывать, в голову не приходит. А если и приходит, то предпочитают, сами воспитанные этой системой, промолчать: не сделать бы худа своему ребенку. Тем самым они делают из преподавателя монстра, которым тот не является. Незнание психологии, неумение связать причину и следствие; нехватка времени на то, чтобы в каждой конкретной ситуации разобраться; непонимание того, что ребенок всегда прав – и все.

К среднему звену родители под любым предлогом начинают «прогуливать» собрания: ничего нового и хорошего уже не ждут. В старших классах на собрания ходит половина. Когда родители обращаются за советом, я всегда начинаю с вопросов: «Сколько у Вас детей, один, двое? Всегда ли у Вас хватает времени разобраться в каждом конкретном случае, что случилось, что лежит в основе поведения, поступка Вашего сына, дочери? Не бывает ли желания отмахнуться, потому что Вы устали, Вам некогда, нет желания?» Выслушав ответы, объясняю, что у учителя учеников 25-35, да еще порой за день проходит по 3-4 класса.

СОВЕТ МАМАМ И ПАПАМ

Какой бы сложной ни была ситуация, вы не должны отмалчиваться, прятаться. В каждом конкретном случае идите к учителю, пытайтесь разобраться, найти точки соприкосновения, прийти к общему решению.

Вы своих детей знаете лучше. Время другое, дети другие, и без вашей помощи с ними, умными, начитанными, требовательными справиться трудно. Помогите учителю.

Разговаривайте с детьми с позиции взрослых, разумных людей. У них нет жизненного опыта, чтобы понять, где черное, где белое. Вы должны оставаться эмоционально стабильными, чтобы не усугубить отношения между учителями и учениками.

Помогая учителю, вы помогаете своим детям. Научившись уважать учителей, они будут уважительно относиться и к вам.

 

Добавить комментарий